– Джаз надо «впитывать», – сказал перед началом первого концерта ведущий фестиваля, джазовый обозреватель Кирилл Мошков. – А для этого нужно трудиться. Ведь для понимания любого вида искусства нужны труд и желание самого человека. Элитарного искусства нет. Тот факт, что человек может себе позволить купить яхту, вовсе не делает его ценителем прекрасного. К тому же, любое искусство можно воспринимать на разных уровнях. Например, джаз можно принимать просто как поток энергии, идущий со сцены, и быть при этом абсолютно счастливым. Конечно, если при этом человек еще что-то понимает про доминантовый септаккорд – это замечательно, но это ничего не прибавляет и не убавляет. Чтобы воспринимать энергию этой музыки, необязательно в ней разбираться. Здесь важен только вопрос выбора – хочет человек ее понять или нет.
По словам Кирилла Мошкова, уникальность фестиваля «Розовая пантера» в том, что у него есть «хребет», формообразующий фактор – это Биг-бэнд Башкирской государственной филармонии под руководством Олега Касимова.
Фестиваль открыла самая молодая его участница – Анастасия Иванова – победительница шоу «Большой Джаз – 2022» на телеканале «Россия-Культура». Недавно отмечалось столетие российской джазовой сцены. И если говорить о поколениях, то Анастасия принадлежит новому поколению музыкантов, которое сейчас громко заявляет о себе. Анастасия уже пела и играла на фортепиано, когда в 2014 году услышала поющую джазовую тромбонистку, солистку Московского джазового оркестра Алевтину Полякову. Именно тогда Анастасия Иванова открыла для себя тромбон, который согласно стереотипам считается не женским инструментом. Уже в 2018 году Анастасия заняла первое место на международном конкурсе «Гнесин-Джаз». По словам выдающегося джазового педагога и композитора Анатолия Кролла, главной задачей этого конкурса было найти «джазовую достоверность». И эта достоверность у Анастасии была. Маэстро тогда высоко оценил ее дарование: «Анастасия – это чудо природы, в котором объединились и уникальный талант, и безграничные возможности совершенствования на основе её влюбленности и преданности настоящему джазу!». Через несколько лет Настя победила в телеконкурсе «Большой Джаз – 2022». Три номера из того ее выступления прозвучали на концерте в Башкирской филармонии. По словам девушки, она любит джаз, потому что в нем много радости. Во время своего выступления Анастасия щедро делилась ею, чем абсолютно покорила уфимскую публику.
Программа, которая прозвучала во второй части концерта первого фестивального дня, по словам ее автора Алексея Подымкина, начала готовиться ещё лет 20 назад. Алексей известен в российском джазе как пианист, импровизатор, как последователь современного джазового мейнстрима, человек, который пишет много интересной, яркой, авторской музыки.
Он всегда очень хотел услышать свою музыку в аранжировке для биг-бэнда, то есть для большого джазового оркестра. Алексей – один из самых известных в России гастролирующих продюсеров. За много лет с ним выступали десятки европейских, американских и российских музыкантов, но пианист был всегда один – он сам. На этих концертах часто звучала его авторская музыка, но с биг-бэндом он работал только в молодости. Наконец, Алексей Подымкин созрел для того, чтобы подготовить программу своей музыки для биг-бэнда и пригласить аранжировщиков. Для этого он запустил краудфандинг и, собрав необходимые средства, начал работать над проектом. Пригласил трех аранжировщиков. Первый – бразильский аранжировщик Рафаэль Роша, с которым Алексей когда-то записывался в Бразилии. Второй живет в Санкт-Петербурге, его зовут Дмитрий Серебров. Это имя не очень известно широкой публике, но он один из самых интересных биг-бэндовых аранжировщиков в нашей стране. Аранжировки третьего пока еще не закончены. Альбом этот еще не записан. Первый раз музыка из этого проекта исполнялась на фестивале «Розовая пантера» в Уфе биг-бэндом Башкирской государственной филармонии, и это был восхитительный праздник джаза!
– Я спою вам, как Луи Армстронг, – пообещал уфимцам Мистер Мелвин, певец «с французским паспортом, карибскими корнями и джазовой душой».
Мистер Мелвин – обладатель уникального по красоте баритона. Его безукоризненное чувство ритма и невероятная энергетика завораживают публику. Свой талант и мастерство знаменитый певец оттачивал в Black Music School в Париже и на родине джаза – в Новом Орлеане, где проходил обучение под руководством дочери великого мэтра Джона Хендрикса – Мишель Хендрикс. Сегодня Мистер Мелвин поет на ведущих площадках Европы, Америки, Африки и центральной Азии.
– В России другая совсем аудитория, – сказал в интервью журналистам Мистер Мелвин. – Во Франции люди более сдержанны. Там я исполняю больше фанк, соул, электронную музыку. Здесь, в России, больше возможностей петь джаз, раскрыться именно как джазовый певец. Это мой шестой визит в Россию и первый в Уфу. С уфимцами я хотел поделиться ощущением мира, любви и радости. Я приезжаю в Россию не для того, чтобы петь для официальных лиц, а для того, чтобы выступать перед простыми людьми и дарить эти ощущения «здесь и сейчас». Они возникли у меня во время репетиций с биг-бэндом Башкирской филармонии. Мои музыкальные идеи очень совпадают с идеями руководителя оркестра – Олега Касимова. С музыкантами возник очень тесный контакт.
И не только с музыкантами. Уфимская публика встретила Мистера Мелвина восторженно.
На одной волне с французско-карибским джазом на фестивале звучал башкирский джаз, котoрый был представлен двумя уфимскими коллективами – Остин Джаз Бэнд и Диксиленд Газима Набиуллина.
Ирину Остин уфимцам представлять не надо. Эта певица – одна из тех, кто сделал Уфу джазовой точкой на карте Рoссии. Ее джаз – высочайшего уровня – колоритный, мощный, незабываемый.
Диксиленд Газима Набиуллина появился на джазoвом небосклоне Уфы относительно недавно – в 2017 году. Коллектив регулярно выступает в Башкирской госфилармoнии. Диксиленд – участник первого Международного джазoвого фестиваля «Осенний Jam», где выступил на однoй сцене с ведущими джазменами России.
По словам Кирилла Мошкова, слово диксиленд используется только в России, во всём мире эту музыку называют традиционный джаз. Диксиленд – это самая ранняя форма джаза. Казалось бы, не сложная музыка, но музыканту, который играет джаз в его современной форме, очень непросто вернуться к корням и овладеть тем, как играли джаз сто лет назад. А Уфимский диксиленд играет классический нью-орлеанский репертуар, то есть то, с чего начинался джаз 100 лет назад. И этот «продукт Башкортостана» получился очень качественным и интересным.
В последний фестивальный день на башкирской сцене выступили два блестящих джазовых музыканта. Олег Аккуратов – феноменальный пианист и вокалист, исключительный музыкант, одинаково виртуозно владеющий как джазовой, так и классической музыкoй.
Аккуратов уже был хэдлайнером XXIV Международного джазового фестиваля «Розовая пантера» в 2021 году и тогда удивил уфимцев исполнением знаменитой песни Рима Хасанова «Уфимские липы» на башкирском языке. И Евгений Побожий – гитарист и компoзитор, первый российский пoбедитель самого значимого джазового соревнования - Междунарoдного конкурса Института джаза имени Хёрби Хэнкока (2019).
Музыкант выступал на главных джазовых площадках по всему миру. В сентябре 2022 гoда вышел в свет дебютный альбом Евгения Побожего «Elements for Peace», в записи которого приняли участие самые именитые музыканты сoвременной нью-йoркской джазовой сцены.
Фото: Дмитрий Михайлов.
Вера Печорина.