Старик по прозвищу Хромой живет со своей старухой в опустевшей деревне. Однажды он осознает, что прожил свой век «с закрытыми глазами», боясь увидеть происходящее вокруг.
«Все мы выходцы из деревень. Мечтаем, чтобы дети росли в деревнях, там, где и дух крепче, и связь с корнями. Из деревень люди приезжают в города, привозят другую жизнь... Что будет, если деревни опустеют? Это глобальная проблема! Ее тяжело принять. Но она есть, ее нельзя игнорировать. Наш спектакль и о тотальном одиночестве. Главный герой всю свою жизнь не видел ни радости, ни приятных моментов. Даже сыновей своих не помнит... Перед тем, как покинуть этот мир, он пытается обрести ту веру, которую у него отобрали», - рассказал режиссер-постановщик, заслуженный артист РБ Фиргат Гарипов.
Несмотря на то, что пьеса написана в 1988-1989 годы, поднимаемые автором темы актуальны и в наши дни. Образ старика, его жены и их дома – прототип перестроечной и постперестроечной страны. В век глобализма сохранение исторической памяти стоит особенно остро.
Раскрывая внешний конфликт поколений, автор поднимает и тему внутреннего мира покинутого и уставшего человека, утратившего веру, обиженного жизнью. Отрицание и безверие главного героя олицетворяют Черные духи. Они привносят хаос, разрушают спокойное человеческое существование.
«Ты можешь унести с собой в мир иной только то, что построил в себе. Если ты построил рай, в нем будешь жить. Если строишь ад – в аду», – предостерегает «хранитель» Домовой.
Над постановкой также работали: художник – Рустем Баймухаметов, хореограф – заслуженный работник культуры РБ Александр Родионов, композитор – Василь Гафаров, художник по свету – Денис Черепанов, помощник режиссера – заслуженный работник культуры РБ Халима Юлмухаметова. Перевод пьесы на башкирский язык Разили Рыскужиной.