Заместитель министра цифрового развития госуправления Республики Башкортостан Динар Шарафутдинов в интервью «РБ» рассказал о сильных и слабых сторонах популярных интернет-сервисов.
На вопрос о рисках использования привычных мессенджеров, таких как WhatsApp* и Telegram, Динар Шарафутдинов пояснил, что несколько факторов делают иностранные сервисы небезопасными. Во-первых, они не соблюдают российское законодательство о локализации персональных данных. Во-вторых, по информации правоохранительных органов, преступники активно используют эти платформы для мошенничества, поскольку регистрация аккаунтов там возможна на анонимные или иностранные номера без строгой верификации.
Говоря о преимуществах мессенджера MAX, замминистра подчеркнул, что это полностью российская разработка. Он использует отечественные серверы и системы защиты, что минимизирует риски утечек и обеспечивает соответствие закону. По словам Динара Шарафутдинова, министр цифрового развития РФ отмечал, что базовая функциональность MAX не уступает зарубежным аналогам.
MAX уже интегрирован с государственными сервисами, такими как «Госключ», и в него добавлена возможность создания цифрового ID и официальных каналов для госорганов. Планируется дальнейшая интеграция с порталом «Госуслуги» в соответствии с недавно принятым федеральным законом. При этом некоторые функции мессенджера всё ещё находятся в разработке.
Замминистра также сообщил, что Центр безопасности MAX активно блокирует подозрительные аккаунты и номера, используемые мошенниками, и ведёт борьбу со спамом. В отличие от иностранных платформ, администрация которых, как он утверждает, не сотрудничает с российскими правоохранительными органами, это позволяет эффективнее расследовать инциденты. Интерфейс MAX создавался с учётом предпочтений пользователей, протестированных в фокус-группах.
Отвечая на вопрос о волне негативных слухов вокруг нового мессенджера, представитель министерства заявил, что многие силы не заинтересованы в технологическом суверенитете России и поэтому ведут кампанию по дискредитации отечественного продукта. По его словам, многочисленные ресурсы распространяют ложную информацию об уязвимостях, публикуют сфабрикованные негативные отзывы и раздувают единичные случаи мошенничества, чтобы убедить пользователей оставаться в менее контролируемых иностранных мессенджерах.
Касаясь конкретных мифов, например, о тотальном сборе данных и «доносах», Динар Шарафутдинов их опроверг. Он пояснил, что MAX запрашивает только те разрешения, которые необходимы для базовой работы (контакты, камера, микрофон), и их количество даже меньше, чем у конкурентов. Что касается использования открытого кода (опенсорс), то это мировая практика, которую применяют все технологические гиганты, включая российские. Код проходит внутренние проверки безопасности и не представляет угрозы для конфиденциальности. Ограничение регистрации на российские и белорусские SIM-карты, по его мнению, является мерой безопасности, затрудняющей использование мессенджеров в преступных целях.
*Принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской.