— Салават Александрович, республике, несомненно, повезло, что именно вы стали автором роскошной монументальной композиции. Мемориал не только достойно украсил исторический центр столицы Башкортостана, но и наполнил его патриотическим звучанием, гордостью за земляков-героев. Расскажите о работе над проектом от первых набросков до последних штрихов.
— В этом году Башкортостан отмечает 124-летие Минигали Шаймуратова. А со дня трагической гибели комдива прошло 80 лет. Печальный юбилей. Сначала в результате закулисных интриг высшего руководства легендарная конница Шаймуратова была послана в наступление без поддержки с флангов, буквально на верную смерть. Потом комдив сделал все возможное, чтобы вывести своих бойцов из окружения, а сам попал под автоматную очередь… Тяжелораненого командира бойцы, отступая, спрятали у местных жителей, где его нашли донские казаки, перешедшие на сторону фашистской Германии и люто ненавидящие советскую власть. И как страшно повторяется история через восемь десятков лет!
Шаймуратова пытали, вырезали на груди звезды, рубили шашками… Смерть героя была страшной, мученической. Минигали Мингазович был удивительным, многогранно талантливым человеком! Как писал позднее в воспоминаниях Константин Симонов, Шаймуратов хорошо владел китайским, английским, уйгурским, татарским и казахским языками, и вероятно, поэтому «объехал полмира по особым заданиям правительства». А сколько славных подвигов совершила его дивизия! Конники на позициях противника появлялись всегда внезапно, как ночные призраки. Они обматывали лошадям копыта тряпками и бесшумно наведывались к фашистам, успешно воюя и с танками, и с артиллерией. Как? Разведчики Шаймуратова ночью ликвидировали обслуживающих технику солдат, танкистов и артиллеристов…
Мне и моему коллективу бесконечно повезло прикоснуться к этой грандиозной теме, через образ конкретного героя передать мощную энергию Башкирии и связующую нить поколений. Мы, прямо скажу, отработали честно и профессионально. Над мемориалом трудился целый коллектив высококлассных специалистов, вдохновленных идеей создания «места памяти и силы». Это мой соавтор проекта Константин Александрович Догузов, заслуженный архитектор РБ, другие люди. А основным двигателем идеи, ее задач и масштаба стал Радий Фаритович Хабиров. По сути, его смело можно назвать одним из авторов значимого для республики мемориала. Он не архитектор, но какая-то интуиция подсказывала ему очень профессиональные и важные архитектурные решения. Например, идею колоннады предложил Радий Фаритович. В ансамбль мы должны были включить центровой скульптурный образ и художественно отображенную в рельефах историю Башкирии. Воссоздать все это в единый гармоничный комплекс — грандиозный труд. Мы в процессе работы перелопатили массу источников, шаг за шагом знакомясь с историей Башкирской земли, характером ее людей, ее героями.
С чего начинается работа скульптора? Конечно, все начинается с набросков и эскизов. Это некий такой зародыш, закладка каких-то первых основ.
Первый эскиз отражал идею героизма и самоотверженности, идею борьбы добрых сил за правое дело. Остальное приплюсовалось в процессе работы над большим ансамблем со множеством слоев.
Но идея потом должна иметь потенциал к развитию. Так и случилось, когда мы поняли Советскую площадь Уфы, ее особый дух и атмосферу окружающих ее исторических зданий, через которые прошли поколения людей. Здания, выходящие на площадь, построены в XIX и начале ХХ веков, в эпоху модерна. В архитектуре присутствует и советский конструктивизм, и сталинский помпезный стиль.
И вот ожерелье колоннады нашего мемориала объединило, собрало в единое целое эту эклектику. Позволю себе метафору. Архитектурные жемчужины Уфы единой нитью колоннады соединились в изысканные драгоценные бусы. Эффект получился потрясающим!
Мемориал стал не только композиционным центром Советской площади, но и весь исторический центр Уфы постепенно выстраивается в единый логичный ансамбль. При этом сохраняется перспектива развитие тематики на соседние улицы или прилегающие дворики.
— Когда художник или скульптор трудится над портретом конкретного человека, который станет потом национальным символом героизма и беззаветного служения Отечеству, он досконально изучает биографию этого человека. Расскажите о вашем образе Минигали Шаймуратова. Чем лично вас зацепил и удивил легендарный командир? Соблюдали ли вы портретное сходство или стилизовали лицо и фигуру красного генерала?
— Несомненно, в работе над портретной фигурой очень важна портретная точность, характер, сходство, а так же характер народа, который герой представляет, характер его профессии и деятельности. Но для памятника необходимо еще некое монументальное звучание, ведь аудитория, которая будет зрительно потом общаться с памятником, будет общаться не с «каменным визави», а с большой темой, которую памятник олицетворяет. Поэтому документальное портретное сходство важно, но монументальный образ еще должен отражать биографию героя и величие его подвига.
Все это должно быть отражено и в позе, и в некой энергии. Говоря о памятнике Шаймуратову - в позе и динамике коня генерала. Это не документальная съемка или зарисовка. В скульптуре важно показать величие и дух события и героя.
Чем биография героя зацепила меня? Шаймуратову было всего 43 года, когда он принял мученическую смерть, а сколько он всего успел сделать! Родился в деревне, с 14 лет ушел работать матросом, с двадцати лет сражался в Красной армии с белогвардейцами, много учился, стал полиглотом и командиром взвода, работал в посольствах Турции и Китая, возглавлял охрану московского Кремля…
В самом начале войны возглавил 112-ю Башкирскую кавалерийскую дивизию, воевавшую в составе Брянского фронта, участвовавшую в Сталинградской битве... В роковом 1942 году за многочисленные заслуги и героизм Шаймуратову присвоили звание генерал-майора.
Каждый факт его биографии удивляет и впечатляет.
— В мире много конных памятников полководцев, правителей, национальных героев. Гораздо меньше динамичных статуй, когда конь встает на дыбы. У вас — идеальная свечка! Почему для своего проекта выбрали именно такую мощную динамику?
— Конных статуй действительно много, есть среди них шедевральные, созданные «на века». У нас была задача уйти от устоявшихся стандартов. Самые сильные и выразительные российские достижения в этой области, например, питерский Медный всадник или уфимский Салават Юлаев. Для нас было важно сделать узнаваемый и созвучный нашей идее конный образ — момент высшей стадии человеческого поступка, подвига конкретного героя. Это должно было быть отражено во всей динамике и композиции — от коня, бурки и мельчайших элементов до фигуры легендарного комдива.
— Кто-то из мудрых однажды сказал: «Герои создаются путями, которые они выбирают, а не силой, которой они наделены». Был ли Минигали Шаймуратов высоким и физически сильным человеком? Таким, каким вы его изобразили? Или это метафора его пути? А что лично вы вкладываете в понятия «патриотизм» и «память о славном прошлом»?
— Как выглядит герой? Есть тема буквальной правды. Если в войну снимать все переходы солдат в слякоть, под дождем, как они терпеливо ждут в окопах ожидание боя, устают, не каждый день идут в рукопашную, другие серые будни — это будет буквальная правда. Документальный портрет. А вот если мы слушаем песню «Вставай, страна огромная!» и смотрим под нее сконцентрированную кинохронику отдельных пиковых моментов — это тоже правда. Большая правда о войне и героическом пути людей, дошедших до Берлина. Эта правда вызывает эмоции и патриотический отклик в душе. Так же и в скульптуре. Памятник — это тоже гимн подвигу. Он отражает самые сильные стороны человека, которые мы читаем в его взгляде, движениях души. Монументальная сторона вопроса, конечно, отличается от буквального прозаического копирования текущих суток.
— Сейчас в постсоветском пространстве идет «война с памятниками». Сносятся не только памятники советским военачальникам, но и русским писателям, поэтам. Недавно, например, в Одессе демонтировали монументы Екатерины II и Александра Суворова. Салават Александрович, а ведь многие эти изваяния могли бы украсить российские города. Выдвигаются ли властями или Союзом художников РФ подобные инициативы? Какова судьба демонтированных скульптур?
— Я думаю, что это очень грустная, а для искусства трагическая страница истории, когда сносятся достижения в области искусства, уничтожаются культурные шедевры. Ведь Екатерина II основала Одессу, а слава подвигов Суворова относится к истории завоеваний и побед Российской империи. Для культуры и архитектуры города это настоящая катастрофа. К сожалению, с нацистами, воюющими с мрамором, трудно и бесполезно договариваться. Бронзовые детали многих мемориалов советским воинам похищаются, памятники оскверняются надписями, ударами кувалд. Русофобские настроения Украины дружно поддерживают прибалтийские страны, Польша, где тоже массово демонтируются памятники воинам-освободителям.
Снос памятников — это убийство памяти.
— Салават Александрович, расскажите, пожалуйста о ваших новых проектах. И немного о мечте — что бы вы давно хотели изваять, но пока все руки не доходят.
— Скульптор должен быть терпеливым, выносливым и творчески готовым к различным заказам и проектам. Это достаточно трудная профессия в плане востребованности. Особенно это касается судьбы молодых скульпторов. Поэтому говорить о планах, конечно, можно, но не все мечты и задумки свершаются. Увы, не все удается воплотить. Изваять хочется многое, есть много тем и идей.
А у скульптора-монументалиста задача еще глобальнее. Он должен прислушиваться не только к своим идеям, но и к тому, что рождается на Земном шаре в душах людей. Именно это и является объектом интереса скульптора. Например, если мы говорим о Башкирии, то должны искать то самое важное и мощное, что отразилось в судьбах наших предков. Обращаться к корням. Например, масштабный эпос «Урал-батыр» обладает неиссякаемым богатейшим источником тем. Но в скульптуре башкирский эпос недостаточно отражен.
Великая история человечества — тоже кладезь интересных тем: культуры и духовного развития.
Чем человек отличается от животного? Аристотель писал, что человек — это «политическое животное». Я же считаю, что человек —это духовное высшее существо. Начиная с самого детского возраста любой ребенок — это целая Вселенная, отдельная личность и душа.