На моноспектакле маэстро читал стихи своих любимых поэтов Давида Самойлова и Александра Пушкина. Два с половиной часа. Наизусть. Виртуозно, как дирижер, управляя рифмами, смыслами и эмоциями. В красивом смокинге, полный жизни и энергии Константин Аркадьевич был так неотразим, так заряжал своим настроением зал, что зрители не удерживались от аплодисментов практически после каждого, даже совсем небольшого стихотворения. Артисту 72? Станиславский бы крикнул: «Не верю!»
Фронтовой поэт Давид Самойлов писал, в основном, о войне и о любви. Но Константин Аркадьевич для первого отделения моноспектакля сделал уникальную подборку самых разных стихов поэта. Про восприятие мира детскими глазами и про любовь, про красоту и старость. Звучали строки о тонких состояниях души подростка и жизненные зарисовки и, конечно, военная лирика… Стихи с необыкновенной легкостью уносили слушателей из серых будней в сверкающие космические дали, погружая их, порой, в диаметрально противоположные эмоции — от светлой ностальгии, радости до тихой грусти, царапающей сердце.
Проигрывая, проживая каждое стихотворение, как маленький волшебный спектакль, Константин Аркадьевич показал высший пилотаж столь любимого им лицедейства удивительным образом преображаясь в разных произведениях то в восторженного и только открывающего для себя мир ребенка, то в измученного ревностью юного Отелло…
А как вкусно прозвучала симфония обеденного стола в стихотворении «Гость у Цыгановых»! Песня!
«…В мгновенье ока юный огурец
Из миски глянул, словно лягушонок.
И помидор, покинувший бочонок,
Немедля выпить требовал, подлец.
И яблоко моченое лоснилось
И тоже стать закускою просилось.
Тугим пером вострился лук зеленый.
А рядом царь закуски - груздь соленый
С тарелки беззаветно вопиял
И требовал, чтоб не было отсрочки…»
Красивый голос гениального актера трепетал от страсти, срывался на грассирующий рык или отчаянный крик, шепот, сохраняя при этом уникальную мелодию стиха и легкую иронию автора…
Второе отделение было посвящено нашему «всему», солнцу русской поэзии Александру Сергеевичу Пушкину, любовь к которому, по мнению Райкина, напрочь отбивают плохие педагоги на скучных уроках литературы в школе.
На пресс-конференции Константин Аркадьевич так объяснил выбор материала для моноспектакля:
— Баланс и борьба между добром и злом происходит постоянно. Хорошая классика всегда попадает в проблему времени. Нет такой проблемы у нас сейчас в стране, которая бы не была отражена в творчестве Пушкина. Почему я включил в концерт «Сказку о царе Салтане»? Она очень игровая. Это огромный, роскошный материал для актера.
Пушкин сам ведь был пламенный, веселый, впечатлительный, влюбчивый, доверчивый, живущий фантастически свободной внутренней жизнью человек. Нельзя к нему относиться как к идолу. Когда работаешь с его необыкновенными произведениями, надо попытаться встать с ним вровень. И даже похлопать его по плечу. Молясь, как на солнце, вряд ли получится облечь стихи поэта в достойную гения форму.
Я люблю поэзию и обожаю Пушкина. Но Райкин открыл совсем другие глубины и смыслы знакомых строк. Они звучали как-то по новому, полностью растворяя все посторонние мысли в волшебных рифмах…
А теперь о печальном.
Билеты на поэтический вечер стоили от одной тысячи до пяти с половиной тысяч рублей. Это для Уфы достаточно дорого. Тем более самые «некозырные» дешевые места моментально были раскуплены. Коллега, например, купила билет на «Плутни Скапена» на 12-е место шестого ряда балкона (последний ряд) за полторы тысячи рублей и радовалась удаче, так как партер по бюджету не потянула бы. В одном из интервью Константин Аркадьевич сказал, что театр «дешево себя не продает, ценит труд актеров». Справедливо. У «Сатирикона» жесткий райдер и, может быть, поэтому этот театр впервые посетил нашу столицу. Причем гастроли состоялись не в рамках «Больших гастролей», когда некоторая часть финансовых расходов ложится на Росконцерт, а другую часть оплачивает из своей прибыли принимающая сторона.
Организацией показа спектаклей «Сатирикона» в Уфе занимался продюсерский центр Radus, который, к сожалению, по затраченным средствам прибыли не получил.
Да, в зале был полный аншлаг. Видимо, на многие дорогие и непроданные до последнего часа билеты были приглашены страстные поклонники «Сатирикона», у которых финансы, увы, поют романсы. Я увидела в зале много знакомых журналистов, актеров, режиссеров и других театральных деятелей, для которых подобные спектакли являются не только удовольствием, но и частью работы, где необходима «насмотренность» лучшими образцами сценического искусства.
Радмир Усаев,
генеральный директор продюсерского центра Radus:
— «Сатирикон» — один из самых прославленных театров России. Остались приятные воспоминания о сотрудничестве с суперпрофессионалами, о встрече с великолепным, неподражаемым Константином Аркадьевичем Райкиным.
Но осталось и небольшое отрицательное послевкусие. К сожалению, оказалось, что проведение таких серьезных гастролей нужно только мне и зрителям. Печально, но ни город, ни республика не оказали абсолютно никакого содействия в показах. Мне не надо было грантов, денег. Достаточно было просто дать бесплатные места для рекламы гастролей. Мы бы сами напечатали баннеры и заплатили за их монтаж. Но нам в этой просьбе отказали. Именно поэтому информированность уфимцев о приезде «Сатирикона» оставляла желать лучшего. Меня до сих пор спрашивают некоторые знакомые: «Райкин приезжал? А почему мы не знали?!» Ну не «сарафанное радио» же по соцсетям запускать!
К огромному сожалению, мы не только не получили прибыли, но по некоторым позициям понесли солидные убытки.
Приедет ли к нам «Сатирикон» еще? Увидят ли уфимцы золотомасочный спектакль «Р», режиссерскую версию Юрия Бутусова гоголевского «Ревизора»? Спектакли «Сатирикона» «Дон Жуан» и «Человек из ресторана»?
Константин Райкин на мой вопрос ответил: «Приглашайте!»
Соль на раны Радмира Усаева я сыпать не стала.
Еще по теме: