Все новости
Важно
24 Июня 2021, 11:05

Как живется уфимцам в объектах культурного наследия (продолжение)

Мы не поленились и поискали информацию о нашем доме 52 по улице Гоголя, которая размещена в Интернете.

Она была крайне скудна: многоквартирный дом площадью 111,3 кв. м был построен в 1917 году, почему-то значился двухэтажным, хотя в реальности является одноэтажным строением, да и построен, скорее всего, гораздо раньше, чем значится в Публичной кадастровой карте. Ситуацию объяснили соседи. Как оказалось, несколько близлежащих домов, которые по карте дубль ГИС имели дроби, по Публичной кадастровой карте носили тот же номер, что и наш дом, а один из этих домов и в самом деле был двухэтажным. Вывод о том, что наш дом был построен как минимум в конце XIX века, муж сделал, очутившись в подвале. Как оказалось, сам деревянный сруб стоял на дубовых пнях. Такую технологию строительства в Уфе активно применяли, начиная с XVI до конца XIX века - начало XX века. С удивлением разглядывая дубовые пни вместо привычного фундамента, супруг нашел рядом с ними несколько «раритетов»: старинные поломанные игрушки, отслужившую свой век сковородку, погрызенную мышами резиновую калошу.
Не успели мы закончить ремонт, как к нам пришли неизвестные люди в штатском, которые очень удивились, застав в нашем многоквартирном доме жильцов. «Так вас никуда не переселили что ли? Вы до сих пор здесь живете?» - вопрошали они.
«А разве должны были куда-то переселить? Мы впервые об этом слышим. Нам никто ничего не предлагал», - в свою очередь удивились мы, попросив представиться наших гостей. Однако они ушли, быстро с нами распрощавшись, уже за углом дома один из них бросил другому: «Ну вот и этих бортанули». Кто такие? Откуда? Что надо? Непонятно! Но, судя по выправке, люди явно из правоохранительных структур.
Ответ для себя я нашла уже через пару недель.
Суть махинаций состояла в том, что в федеральную программу «Жилище» сотрудники уфимской мэрии далеко не бескорыстно вписали дома, которые уже были расселены или должны были расселяться за счет застройщиков из так называемых кварталов развития. Таким образом застройщики с помощью чиновников получали сверхприбыли. Против них возбудили уголовное дело. А так как на тот момент вице-мэр Уфы по строительству Александр Филиппов успел «отличиться» сразу в нескольких коррупционных делах, то вскоре его «уволили в связи с утратой доверия». И не его одного, а вместе с экс-начальником управления капитального строительства администрации Маратом Гареевым.
Началась целая серия коррупционных скандалов, в которые оказались втянуты даже руководящие работники республиканской прокуратуры, которых Филиппов, пытаясь уйти от ответственности, пытался подкупить. Уголовные дела до судов все-таки дошли. Однако служители Фемиды после затяжных судебных процессов Филиппова и Гареева оправдали. Часть средств, а именно 516 млн рублей, мэрия Уфы вынуждена была вернуть в Фонд реформирования ЖКХ РФ, взяв кредит в Сбербанке. Отданные когда-то застройщикам деньги администрация Уфы пыталась взыскать с них через суд. Мэрия Уфы направляла в Арбитражный суд Башкирии исковые заявления сразу к нескольким компаниям, которым до 2015 года выделялись деньги на расселение ветхого и аварийного жилья. Самые крупные иски были предъявлены: ООО «Строймонтаж» – 283 млн руб, ООО «Стройинвест» и «ПСК-6» в общей сложности 245 млн руб, Управлению комплексной застройки №3 КПД – 134 млн руб. Несмотря на то, что три застройщика (а именно ИСК «Агидель-инвестстрой», «Стройинвест» и «СТ-девелопер») не выполнили условия заключенных с ними договоров, так и не расселив ветхие дома и не вернув в бюджет деньги на расселение, мэрия Уфы с барского плеча выделила им бесплатно земельные участки, общая стоимость которых оценивается в 610 млн рублей, без каких-либо торгов!
Ситуация с расселением, которую пытались провернуть уфимские чиновники, конечно, безобразная. Сколько семей могли въехать в благоустроенное жилье из своих лачужек! А тут пришлось просто эти деньги возвращать обратно в казну.
Вскоре наш дом из списка уже снесенных аварийных домов, опубликованных на сайте Фонда реформирования ЖХК РФ, исчез, как будто его там и не было. Теперь наш адрес не выдает даже поисковик сайта Фонда реформирования ЖКХ РФ. Наш дом при этом не перестал быть аварийным, коим был признан еще в 2013 году. Но теперь его не снесут – НИКОГДА! Почему? Об этом - чуть позже. А пока расскажу, чем закончился наш ремонт.
Деньги на ремонт закончились гораздо быстрее, чем мы ожидали.
На замену рассохшихся деревянных окон (а они, неприглядные, у нас выходят во двор дома и не имеют наличников) средств уже не хватило, мы их решили обновить через годик-другой. К концу августа мы благополучно закончили ремонт. 1 сентября наш студент пошел на учебу уже из новой старой квартиры. Сын благополучно проучился в авиационном университете полгода. Готовился к сессии, но сдать ее так и не успел. Неожиданно нашего первокурсника призвали в армию. Неожиданно, потому что от природы он был очень худой, и с таким большим недовесом в армию обычно не берут, но его взяли. Отслужив год, сын вернулся домой. За время службы у него произошла переоценка жизненных ценностей, продолжать учебу в университете он уже не захотел, решив, что двух дипломов колледжей ему вполне достаточно. Пошел работать.
А вскоре наш дом целиком отрезали от воды. Зачем? Почему? Я пошла разбираться в «Уфаводоканал» и была просто шокирована. Как сообщили представители «Уфаводоканала», водоснабжение в нашем доме было не узаконено, и мы получали платежки как за пользование обычной колонкой. Соседи по дому, между тем, утверждали, что они оформляли все официально, заказывали за большие деньги техусловия, нанимали фирму, которая проводила воду, сдавали всю техдокументацию в «Уфаводоканал». По словам жителей, разрешение на водоснабжение дома когда-то «пробивала» певица Валентина Белоклокова, которая в то время работала в уфимской филармонии. Я попросила представителей «Уфаводоканала» посмотреть архивы, но, как оказалось, документация здесь хранится максимум три года. За тот год, что нам был нужен, бумаг уже не было.
- И что же нам теперь делать? – вопрошала я.
- Собирать все документы снова, заказывать техусловия, проводить по новой воду к дому, - отвечали мне представители «Уфаводоканала».
- Но это же так глупо и стоит таких больших денег. У нас же все трубы уже в земле лежат, нужно только включить краник.
- Ваши трубы, наверное, уже давно прогнили, может, их давно пора менять, - категорично заявили мне, закончив разговор.
Два года наша квартира без воды, мы, как и другие соседи, продолжаем ходить за водой на колонку. Сыновья, устав от бытовых неудобств, повели себя по-разному: старший влез в ипотеку и купил квартиру на соседней улице Мустая Карима, а мой несостоявшийся студент просто заселился к брату.
Чтобы не платить большую коммуналку за квартиру на Гоголя, мы попросили временно отключить газ. Отключали газовики нам его сурово: просто выломали часть трубы. И с тех пор нас бомбардируют заказными письмами, чтобы мы… прошли проверку газового оборудования, а в противном случае нас грозят… отрезать от газа. Таких заказных писем за год я насчитала уже штук восемь. Несколько раз звонила в газовую компанию и просила прекратить слать нам «письма счастья», так как газа у нас уже нет, и мы им пользоваться пока не планируем, установив электроплиту. Однако письма продолжают приходить. Интересно, неужели газовикам не жалко денег на почтовые расходы? Или кому-то так тяжело нажать две клавиши в компьютере, чтобы исключить адрес из автоматической рассылки?
Мы не теряли надежд восстановить водоснабжение в доме и поставить новые рамы. Когда, наконец-то, была скоплена нужная сумма на окна, оказалось, что рамы мы не имеем права менять.
Выяснилось это, как всегда, совершенно случайно. Готовя статью по историческим памятникам Уфы, я наткнулась на приказ Управления по государственной охране объектов культурного наследия РБ от 28 февраля 2020 года №80, в котором говорится, что наш дом по улице Гоголя 52 является усадьбой П.И.Симонова и включен в Перечень выявленных объектов культурного наследия. Ничего себе новость! Это значит, что теперь я не могу менять не только рамы, но и внешний вид дома.
Удивляет, что Управление по государственной охране объектов культурного наследия РБ объявило дом объектом культурного наследия, даже не известив об этом его собственников, которые по закону сейчас несут за него полную ответственность. А теперь представьте, чтобы было бы, если б я, ничего не зная, поменяла все окна, отправив старые на помойку, или повесила на стены кондиционер? А грозил бы мне, согласно статье 243 Уголовного кодекса РФ, за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия штраф до трех миллионов рублей либо лишение свободы на срок до трех лет. Нехило, да?
Расставшись с надеждой поменять рамы, я вновь обратилась в «Уфаводоканал», чтобы заказать техусловия на водоснабжение, попутно рассказав им о новом статусе дома. Работники «Уфаводоканала» отказались принимать у меня заявку на техусловия, заявив, что ее может подать только собственник земельного участка, а им является администрация Кировского района Уфы. Обратилась письменно и туда. Администрация Кировского района Уфы, уклонившись от подачи заявки, прислала ответ за подписью первого заместителя главы администрации А.С.Тарасова (готовил его И.М.Сагдиев): «Для устройства данных систем необходима разработка проектной документации специализированной организацией. Изготовление проекта водоснабжения, а также монтаж систем водоснабжения и водооотведения могут быть выполнены вами за счет собственных средств, так как расходы по статье «Содержание» не предусматривают указанные мероприятия». Так мы и не просим вас оплатить, вопрос лишь в том, кто должен подать эту заявку. От нас «Уфаводоканал» не принимает, а чиновники подавать не хотят. Желая поставить все точки над i, звоню в администрацию Кировского района. Как оказалось, Сагдиев здесь уже не работает. Меня перенаправляют в инженерную службу УЖХ Кировского района Уфы к специалисту Наталье Скрипченко. Она меня «обрадовала».
- Ваш дом не имеет управляющей компании и находится у нас только на обслуживании, поэтому мы не имеем полномочий подавать от вашего имени заявку на техусловия, - объяснила Наталья Павловна, - вам нужно еще раз сходить в «Уфаводоканал» и поговорить с их юристом, чтобы они приняли заявление от вас.
Я рассказала об этой тупиковой ситуации соседям, желая вместе с ними определить наш дальнейший план действий.
Ведь негоже же в 21 веке в историческом центре миллионной столицы жить с уборной на улице и колонкой во дворе, как в каком-то отсталом колхозе!
- Может быть, в прокуратуру написать или в суд подать – на «Уфаводаканал» и администрацию Кировского района Уфы? - в сердцах предложила я.
Но понимания среди соседей не встретила. Старожилы предпочитают жить без коммунальных удобств, ходить в туалет во двор, но жить в центре города, чем привлечь внимание властей и быть переселенными в Кузнецовский Затон, как это происходит с жителями старинных домов улицы Октябрьской революции, которых сейчас массово расселяют, оставляя объекты культурного наследия на растерзание мародерам. Ну что тут скажешь, мои соседи - настоящие патриоты, достойные хранители исторической и архитектурной памяти своих предков!

Мила Михайловская. Фото автора.

(Окончание. Начало здесь). 

Читайте нас: