Да, ученье, все же, свет – лишний раз убедился в истинности этого тезиса, когда Дунай предложил перейти на английский или французский. Наш переводчик Андрей ненадолго отлучился, и в разговоре возникла пауза. Как назло, весь скудный запас английских слов провалился куда-то в глубины памяти, а из французского удалось припомнить лишь совершенно неуместные: «Господа, я не ел шесть дней…» От полного провала меня избавил вернувшийся переводчик, и диалог с братьями-славянами возобновился.
Недавно ряды славного добровольческого батальона имени Судоплатова пополнились еще двумя бойцами: стрелять умеют, физподготовка на должном уровне, с сослуживцами ладят, вот только по-русски пока еще плохо говорят. Все потому, что приехали Дунай и Сава из Сербии. К сожалению, не могу представить наших новых друзей по именам – на родине им грозят крупные неприятности за участие в СВО, приходится сохранять их инкогнито. При этом, как говорят сами бойцы, большинство населения Сербии целиком и полностью на стороне России. Просто власти небольшой балканской страны вынуждены подчиняться требованиям руководства ЕС и США. Слишком силен прессинг по отношению к Сербии и Венгрии – двум государствам, пытающихся вести независимую политику, со стороны коллективного запада.
Как же попали братья-сербы в далекую Запорожскую область? Всему «виной» крымчанин Андрей Родионов, он же Викинг, он же лидер Международного общественно-политического движения «Русско-славянское объединение и возрождение», он же знаток сербского. Панславянское движение, которое возглавляет Викинг, ставит своей целью объединение всех славянских народов под эгидой России, а его отделения существуют во многих городах и странах от Владивостока до Праги. Сербский филиал один из самых многочисленных в Европе, а Сава и Дунай давно уже состоят в этой организации. Заочно были они знакомы и с Андреем Родионовым и раньше. Когда же узнали, что их идейный вдохновитель вступил в батальон имени Судоплатова, решили последовать его примеру. Здесь же, в Запорожье оба серба и познакомились между собой и с Андреем уже вживую. Подружились. А Андрей выступает у своих новых друзей и соратников переводчиком. Вот такая история.
Конечно, хотелось узнать – чем ребята занимаются у себя на Родине, чем интересуются, чем увлекаются, как ощущают себя в Мелитополе, как приняли их сослуживцы?
- Я из города Нови-Сад на Дунае – столицы региона Воеводина на севере Сербии, - говорит Дунай. - У нас живет немало венгров, румын, хорватов, русинов, словаков. Поэтому в муниципалитетах, где они компактно проживают, наряду с сербским, официально используются и их родные языки. Нам – сербам, не жалко, а представители других народов не чувствуют себя ущемленными. Кто мешал властям Украины поступить так же?... Работаю я в полиции. Очень люблю активный отдых: кататься на велосипеде, ходить в походы в горы. Люблю готовить наше народное блюдо плескавица (плоская котлета с различными добавками – примечание), а еще – путешествовать. Бывал в Венгрии, Италии, Хорватии, других странах, а в России мечтаю увидеть Северное сияние в Мурманске.
- А я из западной части Сербии, - улыбается Сава. - Из города Шабац на реке Сава. Места у нас красивые - озера, леса, горы рядом. Тоже служу в полиции и обожаю кулинарию, хотя больше люблю покушать, чем самому готовить. Увлекаюсь греблей и плаванием, люблю ездить по стране на машине.
Что касается своих ощущений на новом месте, то Дунай и Сава единодушны:
- Мы не чувствуем себя здесь как заграницей, хотя русский пока знаем плохо, - смеется Дунай. – Но ничего, выучим. Алфавит одинаковый, слова похожие, иной раз даже на интуитивном уровне понимаем – о чем речь. Люди очень приветливые и дружелюбные, совсем как у нас. И в батальоне нас тепло встретили, по-братски.
- А какой восхитительный готовят тут борщ! А рыба какая вкусная, - довольно жмурится Сава.
Но, конечно, приехали в Запорожскую область ребята не для того, чтобы покушать и выучить язык – для защиты наших общих интересов. Обоим уже за 30, поэтому прекрасно помнят Дунай и Сава, как ревела над городами Югославии сирена воздушной тревоги, как сыпались с неба натовские бомбы, как погибали люди. У Дуная во время бомбежки погибла тетя. Помнят добровольцы и как стравили западные политики сербов и хорватов в братоубийственной войне.
- У Сербии и Хорватии вышло почти то же, что сейчас происходит между Россией и Украиной, - помрачнев, говорит Сава. – Теперь-то прекрасно понимаю – кому была выгодна эта бойня.
- Мы в Сербии очень надеемся на Россию, на то, что она выстоит в этой необъявленной войне с Западом, - согласно кивает головой Дунай. - Поэтому мы здесь. И многие наши знакомые тоже собираются приехать поддержать Россию в этой битве. И не только из Сербии. Ведь, если Россия не выстоит, то и с сербами расправятся, и с другими народами, которые смеют отстаивать свои ценности, отличные от западных.
Возможно, к огромному сожалению, нам придется стрелять в украинских солдат, которых мы так же считаем братьями, но мы понимаем, кто настоящий враг, а кто – заложник ситуации. Поэтому, не держим зла и на хорватов, причинивших сербам немало зла – обычным людям та война была не нужна.
Так, за разговорами, пролетел вечер, сгустились сумерки. Пришла пора прощаться с Андреем Родионовым и его сербскими друзьями. И странное чувство было, когда шел по затихающим улицам Мелитополя – будто с близкой родней пообщался, хоть и встретились мы впервые. Мысли и убеждения одинаковые, идеи те же. А еще, становилось немного стыдно за некоторых наших прозападных соотечественников, жалующихся и сетующих: «Ох, как же мы теперь проживем без финского кофе и поездок в Ниццу – трагедия!»
Но сильнее всего было чувство благодарности. Приехали люди нам помогать, готовы рисковать жизнью, сражаться до конца. Спасибо вам, родные братья-сербы и храни вас Бог!
Еще по теме:
Зоопарк в прифронтовой зоне: как выживают хищники под постоянными обстрелами
Русскому быть! Педагоги - добровольцы из разных регионов России работают в школах Запорожья