Все новости
Культура
22 Сентября 2023, 12:19

Конкурсы в Уфе: «Камерные ансамбли»

21 сентября в Уфе в Большом зале Башгосфилармонии имени Хусаина Ахметова открылся IV Всероссийский музыкальный конкурс по специальности «Камерные ансамбли» в номинациях «Фортепианное трио» и «Струнный квартет».

Конкурсы в Уфе: «Камерные ансамбли»
Конкурсы в Уфе: «Камерные ансамбли»

Камерные коллективы будут сражаться не только за престижные звания победителей, но и за весомые денежные призы, ведь учредители у конкурса солидные — это Правительство РФ и Минкульт РФ, а организатор — Росконцерт.

Перед началом торжественного открытия на вопросы журналистов ответили члены жюри и представитель организаторов.

 Амина Шафикова, министр культуры РБ, член жюри конкурса:

 — Мы уже третий год подряд принимаем у себя Всероссийский музыкальный конкурс и очень благодарны  Минкульту РФ и Росконцерту за то, что наша республика становится площадкой для таких престижных профессиональных соревнований. В предыдущие годы у нас соревновались виолончелисты и «народники» в номинации «Домра и балалайка». В этом году мы принимаем шасть струнных квартетов из Москвы, Санкт-Петербурга и Саратова и двенадцать фортепианных трио из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Ростова-на-Дону и Уфы. Лучшие из лучших музыкантов, прошедшие строжайший отбор,  в ближайшие дни подарят нам свое искусство.  Ансамблевое музицирование — это особый вид искусства, ведь не каждый музыкант, который ведет сольную деятельность, способен хорошо работать в ансамбле.

Председатель жюри конкурса Александр Бондурянский — это непререкаемый авторитет в мире музыки.  Он —  пианист, участник легендарного «Московского трио»,  народный артист РФ, профессор Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, кандидат искусствоведения, Президент Ассоциации камерной музыки Международного союза музыкальных деятелей. У него много регалий и наград, и именно ему мы решили задать примерно тот же каверзный вопрос, что уже задавали президенту Национальной премии «Золотая маска» Игорю Костолевскому — о секретах закулисья судейства творческих конкурсов. Ведь если у спортсменов победу определяют доли секунд и миллиметров, различные технические инновации помогают определить сильнейших, то какие критерии определяют лучших при музицировании? Здесь ведь соревнуются профессионалы, которые не допускают фальши или неверно взятых нот. Все участники примерно одного уровня исполнительского мастерства. Игорь Костолевский на наш вопрос тогда честно ответил, что для него принципы судейства иногда непонятны, а итоги работы жюри непредсказуемы. Александр Зиновьевич на вопрос про работу судейства ответил так:

— Это действительно очень сложный вопрос, потому что музыка, как и любой другой вид искусства, во многом связана с субъективным восприятием того, что происходит на сцене. Но есть определенные объективные показатели для оценки выступлений музыкантов. Это прежде всего авторский текст. Когда исполнитель во чтобы то ни стало не пытается быть супероригинальным и дать свое видение произведения, а сохраняет верность авторскому тексту композитора. При этом творец не может не дерзать, он, конечно, должен искать что-то новое в прочтении темы, но оно должно зиждиться на большом культурном фундаменте, на таких пластах, которые вырабатывались всей историей исполнения данного произведения. Только познав это, ты имеешь право на собственное слово. Если же ты действуешь только по наитию, ты можешь угадать что-то и даже может произойти чудо абсолютного попадания, но это случается крайне редко.

Именно поэтому у нас в жюри собраны высокие профессионалы, каждый из которых имеет и солидный опыт преподавания, и исполнительства. Сопоставления  этих точек зрения во многом помогает быть объективным, чтобы определить лучшего. Хотя, должен сказать, на творческих конкурсах очень трудно определять лучших. Почему? Потому что даже получение самой высокой премии не гарантирует успешной артистической жизни и  дальнейшего творческого роста. Сейчас складывается такая ситуация, что очень многие молодые исполнители для того, чтобы завоевать какое-то место на сцене, зациклены именно на конкурсах, постоянно ездят по ним, причем выискивают такие, где совпадают программы. По существу, они играют постоянно одно и тоже, варятся в собственном соку. Да, иногда это бывает весьма успешно. Но при обращении к новому материалу такие короли оказываются голыми.

— А если все конкурсанты, зная требование жюри, не импровизируют «на удачу», а четко соблюдают авторский текст? Как тогда выбирать победителей?

— Следование авторскому тексту не означает «зашоренности». Например, мы все читаем «Войну и мир» Льва Толстого.  Но ведь у нас есть индивидуальное восприятие этого романа. И если мы начнем обмениваться мнениями, то у каждого найдется свой ракурс взгляда на прочитанное. Вот этот ракурс и есть индивидуальность.

— В камерно-инструментальных ансамблях главенствует принцип равноправия. А бывают ли после подведения итогов ссоры в коллективах? Из-за того, что кто-то выложился по полной, а кто-то недоработал?

— Конечно! Именно поэтому не каждый музыкант и может работать в этом жанре. Я сам работал в трио, и знаю, как трудно находить компромиссы творческим людям.  Но когда есть единая цель у всех участников ансамбля, то тогда они могут достичь успехов. Нашему трио 55 лет, я в нем имел счастье играть с самого начала. Складывалось так, что наш ансамбль в какой-то момент перестал быть суммой индивидуальностей, а стал самостоятельным, «четвертым» исполнителем. Да, наш «четвертый» не всегда совпадал с чаяниями каждого участника, но он зато определял собственное развитие. Камерный ансамбль — это не случайная встреча даже сверхталантливых людей. Если взять известнейших исполнителей высокого уровня для камерного исполнения — они не будут ансамблем. Вы почувствуете, услышите в музыке разницу в устремлениях музыкантов. А вот когда вы чувствуете единое дыхание участников сотворчества — это уже ансамбль.

Светлана Кондратьева, заместитель генерального директора ФГБУК РОСКОНЦЕРТ (Москва):

— Нам всегда приятно, когда в конкурсе принимают участие ребята, живущие на территории принимающей стороны. Это имидж для региона, стимул для молодых музыкантов. Значит, республика или регион серьезно готовятся к конкурсу, чтобы представить свои лучшие таланты, значит, есть те возможности, которые покажут все многообразие направлений, по которым ребята могут выступить. Здесь мне бы хотелось отметить Башкортостан и его Министерство культуры. Такого взаимодействия профессионального уровня достигаешь не везде. В Башкортостане все слаженно, работает очень хорошая команда, мы видим, как трепетно к культуре относится руководство республики, ее глава. Это дорогого стрит. Мы видим, как год от года повышается уровень исполнительского мастерства участников из республики.

После лаконичной официальной части открытия начался настоящий праздник для меломанов. Российский национальный оркестр (дирижер Александр Рудин) исполнил Концерт N 4 соль минор, соч. 40 Сергея Рахманинова и Симфонию N 6 ре минор, соч. 104 Яна Сибелиуса. Солировал на фортепиано Александр Романовский, лауреат международных конкурсов и обладатель Специальной премии Владимира Крайнева XIV Международного конкурса имени Петра Чайковского.

Пир души будет длиться неделю, а 27 сентября в Башгосфилармонии пройдет церемония награждения и гала-концерт лауреатов.

Фото автора и Артура Гильманова.

Участники фортепианного трио из Башкортостана
Участники фортепианного трио из Башкортостана
Автор:Эмилия Завричко
Читайте нас: