— Салават Александрович, о ваших великолепных монументах в разных городах России, бесчисленных званиях и наградах, интересной истории вашего шежере, где переплелись ветви старинного московского рода и бравого военного из Башкирии мы уже писали. Расскажите о заказе для Дворца борьбы. Как возникла идея чудесной скульптурной роскоши для нового спортивного сооружения?
— Башкирия — очень мощная по энергетике и динамичная земля, на которой живут такие же сильные и энергичные люди. Имея многовековой опыт, эти люди действуют быстро и точно, как всадники в кавалерийской атаке, достигая своей цели. Точно так же рождалась идея о создании Дворца борьбы, его архитектуре, насыщению и внутреннему функционалу и, конечно, о символических и смысловых вещах, которые должна была выразить скульптура.
Я входил в уже готовый проект, где все давно было придумано. Меня привлекли на определенном этапе для выполнения конкретных задумок — создать скульптурные акценты, метафоричные точки дворца. Цели, поставленные передо мной, были уже осмыслены, их концепция была глубоко продумана. Так что я задачу получил практически решенную, как точное векторное направление для творческого воплощения. Мы плотно сотрудничали с основателями идеи — с главой республики Радием Хабировым, с премьер-министром Андреем Назаровым, директором дворца Эдуардом Абдядиловым.
Вместе обсудили некоторые детали. Какие виды борьбы возьмем, какие характерные броски покажем. Необходимо было продемонстрировать дух каждого вида борьбы — и незримую душу, и его визуальную механику.
Под эти конкретные замыслы организаторы воспользовались солидным багажом практики моей мастерской, чтобы совместить его с мыслями и опытом авторов проекта.
Я считаю, что это невероятное везение — поучаствовать в создании такого колоссального объекта, очень важного для республики. Тут совпало многое. Во-первых, с самого детства я занимался скульптурой, а в молодости серьезно увлекся борьбой. То есть я и борец, и скульптор. Еще я башкир. Хоть и живу в Москве, но очень люблю родину своего отца. Во-вторых, в Уфе у меня есть «старший брат», пусть и не кровный, но близкая и родственная душа. Он тоже борец и башкир. А еще талантливый художник и архитектор, в чем я не раз убеждался. Мы вместе работали над созданием мемориала генерала Шаймуратова на Советской площади. Это Радий Фаритович.
Сложилось все: наша дружба и предыдущая совместная работа, мой опыт как скульптора и борца. Я благодарен Богу за счастливую возможность быть причастным к проекту.
— Стиль ампир в архитектуре подарил миру замечательные дворцы и особняки, которыми мы так все восторгаемся до сих пор. Гуляешь по Парижу, Праге, Риму или Петербургу и искренне восхищаешься колоннами, пилястрами, лепными карнизами, барельефами и другими классическими элементами зданий. Особенно, конечно, статуями. Здорово, что в архитектуре нового дворца присутствует этот штрих уважения к классике. Расскажите немного о скульптурных группах перед двумя входами.
— Дворец борьбы по архитектуре — это здание в лучших традициях классики, но очень современное, к тому же имеющее свободную, несимметричную планировку. Там есть главные осевые точки но, в то же время, и обходя дворец, и находясь внутри, ты проходишь через неожиданные пространства, возникающие весьма органично. Есть разнообразные подъемы, спуски, диагонали... Точно так же у нас устроено скульптурное оформление. На двух фронтонах здания установлены символы борьбы.
Это два спортсмена — один постарше, другой помоложе. Они борются, при этом один другому передает спортивный опыт. Скульптура показывает начало схватки. Еще нет бросков, а уже есть некое противостояние и планы схватки. Но чувствуется и некая стабильность.
Эти рельефы на фронтонах — выше других групп скульптур. В них намеренно подчеркнут античный мотив. Стилистики других групп несколько иные, что требовалось по их внутреннему содержанию.
Еще через скульптуру возник рассказ о пяти видах борьбы, самых популярных в нашей стране и Башкортостане. Тут уже авторство концепции принадлежит Радию Фаритовичу. Мы с ним неоднократно встречались и обсуждали эскизы различных бросков и нюансы композиции будущего монумента.
Мне осталось только воплотить задумку красивых спортивных мгновений в бронзе. В итоге получилась очень динамичная, интересная, необычная группа из пяти бросков.
У нас есть представители высшего пилотажа данных видов борьбы. Например, знаменитый борец греко-римского стиля, олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта СССР Михаил Мамиашвили участвовал в открытии уфимского дворца, где есть скульптурная группа, посвященная его любимому стилю.
В процессе строительства уже вместе с архитекторами и организаторами проекта было решено особо выделить парадный вход. Мы напряженно искали разные варианты и остановились на идее скульптур двух борцов. Тут автором идеи выступил Андрей Назаров.
Скульптура справа решена в античной греческой стилистике (в образе легендарного Геракла аллюзорно представлен тренер), слева же установлен монумент современного борца.
Таким образом создана незримая связь поколений. Чемпион сегодняшнего дня и его наставник — опыт и мудрость веков. Поднятая вверх рука молодого человека символизирует победу, он приветствует зрителей, а зрелый борец в хитоне держит в руке древний символ победителя — лавровый венок, который должен увенчать голову героя. Ведь борьба — один из самых древних видов спорта. Тысячи лет назад юноши и мужчины занимались борьбой. Эти виды спорта и сейчас являются хорошей школой воспитания здорового общества.
Эти две крупные статуи придают соответствующую величественность дворцу, подчеркивают грандиозность масштаба здания.
— А какая высота у этих статуй?
— Четыре с половиной метра. Плюс двухметровые постаменты. То есть их общая высота около семи метров.
— Вы консультировались с легендами борьбы, когда работали над эскизами?
— Выполняя заказ и продумывая композицию будущих скульптур, я много беседовал с борцами разных направлений: сыном олимпийского чемпиона по вольной борьбе Владимиром Иваницким, который работает спортивным комментатором и журналистом. Именно он помог мне найти некоторые контакты.
Советовался с Михаилом Мамиашвили, другими талантливыми мастерами спорта. О самбо мы много говорили с моим тренером, Евгением Глориозовым. Евгений Леонидович — пятикратный чемпион СССР по самбо, мастер спорта СССР. По дзюдо меня консультировал Андрей Цюпаченко, который трижды становился чемпионом СССР и по дзюдо, и по самбо. У него есть победы и на чемпионатах Европы, он мастер спорта международного класса. Еще общался со знаменитым Борисом Беридзе, одним из самых колоритных и ярких борцов. Я перечисляю далеко не всех, к кому обращался и с кем беседовал. На подготовительном этапе была проделана грандиозная работа по изучению всех аспектов. Например, президент Федерации борьбы дзюдо России Сергей Соловейчик прекрасно знает бросок, выбранный нами для скульптуры дзюдоистов — это «подхват изнутри». Мы с ним общались на эту тему. В свое время этот классический подхват великолепно демонстрировал Андрей Цюпаченко. Еще среди моих звездных консультантов был президент Всероссийской федерации самбо и Европейской федерации самбо Сергей Елисеев.
— Но вы ведь и сами серьезно занимались самбо? Были победы?
— Моя спортивная история увлечения самбо в молодости была достаточно результативной по победам. Я был чемпионом и призером и Всесоюзных молодежных турниров, и чемпионом Москвы по юношам. Так что я «в теме» был сам, но консультации лучших из лучших борцов мне здорово помогли.
— Салават Александрович, вы говорите про солидную компетенцию вашей мастерской. То есть к теме борьбы в своих проектах вы уже обращались?
— Предыдущий опыт нашей мастерской в этом направлении — монумент из бронзы и гранита основоположникам самбо в Лужниках: Анатолию Харлампиеву, Василию Ощепкову, Виктору Спиридонову. В нем отражена история и философия самбо. Работая над лужниковским мемориалом, я консультировался с уже ушедшим сейчас легендарным Александром Иваницким, олимпийским чемпионом по вольной борьбе. Еще он был многократным чемпионом мира по этому виду спорта. Его бесценные советы пригодились мне и при работе в Уфе.
— Для тех, кто пока не был внутри дворца, расскажите о скульптурном наполнении интерьера.
— В интерьере есть рельефы, где более подробно расшифрованы разнообразные броски. Они украшают один из фризов. Барельефы другого фриза рассказывают историю борьбы разных стран и континентов: Египет, Африка, Азия, Китай, Древняя Греция и Древний Рим… Есть там и наши борцы — Харлампиев, Ощепков (он привез в Россию дзюдо из Японии).
А вы знаете, что в Санкт-Петербурге есть школа борьбы, где долгие годы работал личный тренер нашего президента Владимира Путина Анатолий Рахлин? За 50 лет своей деятельности он подготовил свыше ста мастеров спорта, а возглавляемая им женская сборная по дзюдо трижды выигрывала чемпионаты Европы. В барельефе отображен и этот удивительный подвижник — он работает с молодежью и объясняет им тонкости борьбы…
В барельефах есть и географические подсказки — пагоды, знаменитые храмы, пирамиды, горы символизируют Кавказ и Урал, Петербург можно узнать по «Медному всаднику». Русские борцы показаны на фоне Собора Василия Блаженного и Спасской башни.
Во дворце планируется создать Музей борьбы. Им сейчас вплотную занимается Эдуард Абдядилов.
— А что лично для вас самбо? Вроде бы художник и самбист — прямо противоположные вещи.
— Самбо — это огромный легендарный мир! А борьба в целом — это способ и пример для организации здорового общества и правильного государства. Недаром наш президент самбист и дзюдоист. Дело в том, что в борцовском сообществе, где мальчики начинают заниматься с детства, очень здоровые отношения внутри. Там не бывает «дедовщины», никогда старшие не издеваются и не унижают младших. Никогда тяжеловесы не относятся свысока к легковесам. А наоборот, с огромным уважением. Потому что у легковесов есть такая техника, которой может не быть в тяжелых весах. Там есть передача опыта, уважение к тренеру и старшим. В самбо слилось все: наука, опыт, уникальная высочайшая техника, воля к победе, честность и многое другое. Это все крайне необходимо как для нормального общества, так и для сильного и справедливого государства.
В День республики прошло торжественное награждение премией Салавата Юлаева, высшей наградой Башкортостана в области искусства, литературы и архитектуры. Одним из лауреатов, удостоенных этой премии, стал Салават Щербаков за создание мемориала Минигали Шаймуратова. «Молодежка» от души поздравляет Салавата Александровича и желает ему новых творческих достижений и совместных проектов с нашей республикой!