Одним из самых прекрасных и насыщенных дней нашей поездки стал третий день. Так как мы жили в Новой Гагре, то экскурсия по достопримечательностям обеих ее частей, включая, конечно же, Старую Гагру, была запланирована на послеобеденное время. С погодой нам необычайно повезло — в Абхазию после дождей и штормов вернулись лето и идеальный штиль. И нам удалось назагораться-наплаваться до обзорки по городу.
Первым пунктом нашего путешествия стала дача Сталина на Холодной речке, которая по-абхазски называется Багрыпста. Дач у Иосифа Виссарионовича по всей территории СССР было предостаточно, около двадцати. В одной Абхазии их только четыре. На некоторых дачах Сталин жил подолгу, на других появлялся крайне редко, если не единожды. Причем эти объекты не были личными владениями вождя. Ими пользовались ближний круг и высшее партийное руководство. А после смерти Сталина на дачах размещались иностранные делегации, отдыхали партийные лидеры соцлагеря, устраивались официальные мероприятия и приемы. Но самыми любимыми и часто посещаемыми дачами у Сталина были подмосковная Кунцевская, где он скончался, и абхазская на Холодной речке, уникальный климат которой ему рекомендовали врачи. У революционера со стажем был целый букет заболеваний, а вот лекарствам он не доверял, предпочитая санаторно-курортное лечение или просто горный воздух, насыщенный ароматами соснового бора и морским бризом.
Говорят, что место на горе для будущего «секретного объекта N18», в 15 километрах от Гагры, Сталин присмотрел с моря, во время прогулки на катере. И в 1933 году на горе, на высоте 200 метров над уровнем моря был возведен трехэтажный особняк общей площадью примерно 500 кв. м, который трудно увидеть как с моря, так и с воздуха. Во-первых, он полностью выкрашен в зеленый цвет и почти сливается с окружающей сосновой рощей. Во-вторых, во время войны над дачей натягивалась маскировочная сетка.
В-третьих, даже фонари на территории были не выше метра и забор закрывал их свет с моря. При таком освещении даже невозможно было разглядеть лица прогуливавшихся в вечернее время. Дачу охраняли в пять колец около пятидесяти работников НКВД, а во время нахождения на ней вождя число охраны удваивалось.
Вокруг возведения и функционирования дачи до сих пор ходят легенды. Якобы возводили ее заключенные, которых потом расстреливали, чтобы сохранить секретность объекта. Якобы охраняли ее несколько тысяч человек и в первом круге охраны были только полковники… Мифы давно развеяны, но продолжают где-то всплывать. Строили дачу военные и многие ее архитектурные решения считаются уникальными, тем более необходимо было уложиться в отведенные сроки.
По современным меркам сам особняк и его интерьер выглядят более чем скромно. Но гид попросил обратить нас внимание на толстые стекла входной группы и комнат первого этажа. Они сделаны из чистого хрусталя. Это позволяет не пропускать тепло в жару, а ночью, наоборот, в доме удерживается тепло. Климат-контроль высшего пилотажа того времени. И таких малозаметных нюансов здесь предостаточно.
Дверные ручки, люстра сделаны по специальному заказу в Туле.
Но особая гордость и «фишка» особняка — использование во внутренней отделке более тридцати пород натурального дерева: береза, орех, самшит, сосна… В каждой комнате свой неповторимый микроклимат.
На полах при жизни вождя не было ковров и половиков. Опять таки в рамках безопасности: стук каблуков и скрип паркета ничем не заглушался.
Для посещения туристов открыт только первый этаж дачи, где находятся холл, гостиная, обеденный зал, санузел и несколько спален.
В углу гостиной (еще ее называют «залом переговоров») стоит рояль, происхождение которого тоже окутано легендами. Одни гиды уверяют, что рояль был подарен Сталину перед войной лично Адольфом Гитлером, наш гид, озвучив разные версии, придерживается мнения, что это все-таки послевоенный трофей. И на нем иногда играла дочь вождя Светлана Аллилуева. Есть еще красивый шахматный столик, за которым Сталину мастерски, чтобы он не заподозрил поддавков, проигрывали его гости и подчиненные. Опасное это дело — с диктатором в шахматы сражаться. Сегодня выиграешь — завтра собирай «тревожный чемоданчик» на Соловки или в Магадан. Это если повезет и не расстреляют сразу, как врага народа.
В углу столовой, где проходили званые обеды, находится уникальное панорамное зеркало тоже из горного хрусталя с идеальным коэффициентом отражения, где вся комната как на ладони. В нем полностью видно дубовый стол на 14 персон. Вождь любил иногда подходить к угловому окну, в зеркало украдкой и внимательно рассматривая тех, кто находился за столом. Ведь люди у тебя за спиной расслабляются и малейшим жестом или реакцией могут выдать душевный настрой. Хотя вряд ли кто позволял себе допустить не то что на лице, даже в мыслях крамолу. Ближе, чем на 50 километров от генералиссимуса. Не говоря уж о том, чтобы вслед рожки сделать или язык грозной спине показать. Все блюда проходили строгий токсикологический контроль и, еще одна мера безопасности: Сталин любил менять свое место за столом, который всегда накрывали на 14 персон. Даже если он обедал один.
Никто из охраны, кроме верного Власика, не знал, в какой спальне из пяти будет ночевать Сталин. Дополнительная мера безопасности маниакально подозрительного вождя. Иногда он ночью менял дислокацию. В каждой комнате дачи имеются «тревожные кнопки», и они до сих пор в рабочем состоянии. Все спальни небольшие, аскетично обставленные самым необходимым. Кровати визуально кажутся маленькими из-за высоких спинок и низких матрасов, набитых водорослями и лечебными травами. Везде полумрак, в котором лидер СССР чувствовал себя комфортно.
Ванная комната по нынешним меркам чрезвычайно скромна. Но в ванну подавалась морская вода, и она долго держит заданную температуру.
Главная же прелесть дачи — это изумительные виды на море и окружающие ее реликтовые леса. Горный воздух здесь чистейший, напоенный хвойными ароматами, и именно он — основное богатство «секретного объекта N 18». От дачи в скале прорублен лифт. Но так же к морю можно было спуститься по ступеням (более 800 ступеней было вырублено в скале!). И горец-вождь до войны любил спускаться пешком к морю. Правда, в открытом море купаться не любил. Обычно внизу его забирала машина и поднимала наверх.
Старая Гагра порадовала нас своими «туристическими визитками» — Приморским парком, легендарным рестораном «Гагрипш», смотровой площадкой, откуда мы увидели Гагру с высоты птичьего полета, и великолепной ажурной Гагрской колоннадой, точная копия которой скоро появится на уфимской набережной в честь башкирско-абхазской дружбы.
Гагра была основана принцем Ольденбургским, который был настолько очарован этой жемчужиной Абхазии, что решил здесь создать «кавказскую Ниццу». Именно принц в начале двадцатого века заложил в Гагре роскошный парк, куда завезли множество экзотических растений из самых разных уголков Земли. Сейчас парк насчитывает более 400 пород деревьев, среди которых особо выделяются пальмы, кипарисы, магнолии… Гулять в парке — одно наслаждение!
Ресторан «Гагрипш» является одним из самых узнаваемых символов города. Именно его чаще всего можно увидеть на магнитиках, открытках и в рекламных буклетах Гагр. Назван он в честь местной реки, а вот здание принц Ольденбургский приобрел во Франции, во время посещения Парижской выставки, куда его привезли из Норвегии. Настоящий «Ходячий замок»! В 1903 году его смонтировали и торжественно открыли в Гагре. И кого только за эти годы не видели стены «Гагрипша»! От Николая II, Чехова, Бунина, Горького до Сталина и Шаляпина…
Гагрскую колоннаду начали строить после войны, а торжественно открыли в 1956 году. Это чрезвычайно легкая, изысканная конструкция в мавританском стиле, и она очень эффектно смотрится на фоне яркой тропической зелени. Это единый комплекс с фонтаном, на фоне которого так любят делать селфи туристы. Наша группа тоже, конечно же, сфотографировалась на фоне колоннады. Второе такое фото около ее «сестры» надеемся скоро сделать в Уфе.
А на смотровой площадке от переполнявших эмоций и ярких впечатлений дня члены группы «Башкирско-Абхазского долголетия» даже немного потанцевали.
Продолжение следует.