Что такое социальный контракт?
Все новости
Культура
4 Июля 2023, 09:54

Гастроли в Уфе: «Гамлет»

В конце июня на сцене Русдрамы прошли «Большие гастроли» Калужского областного драматического театра. Одним из пяти привезенных спектаклей была великая трагедия Уильяма Шекспира «Гамлет». Режиссер-постановщик - Роберт Манукян.

За 420 лет со времени написания одной из самых известных пьес Шекспира, она стала не только наиболее знаменитым произведением мировой драматургии и часто экранизируемым сюжетом, но и неким символом театрального искусства в целом. Увы, образ датского принца с черепом бедного Йорика в руке тоже со временем стал известнейшим и постоянно тиражируемым карикатурным мемом. Ну а вопрос «Быть иль не быть?» так прочно вошел в нашу лексику, что многие даже и не озадачиваются его подлинными смыслами и глубиной первоисточника.

Для любого театра постановка этой пьесы — определенный экзамен на зрелость. Актерские мечты об этой грандиозной роли иронично озвучил как-то Андрей Миронов: «Кто из актеров не думал о Гамлете! Я тоже. Но мечта остается мечтой, а с годами реальность побуждает играть уже не Гамлета, а Клавдия. Кончается все это Полонием, а потом просто упирается в могильщика... Лучше уж не отрываться от грешной земли».

Почему-то Шекспир — редкий гость а репертуаре уфимских театров. А душе так хочется, порой, гениальной театральной классики!
Спасает проект Theatre HD в Синема Парке, где кроме золотомасочных спектаклей России, можно увидеть и лучшие спектакли мировых театров. Я с удовольствием посмотрела там трансляцию «Гамлета» лондонского культурного центра «Барбикан» с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли. Так что есть с чем сравнивать. Поверьте, калужско-датский принц ничуть не хуже.

Цитата из фильма «Берегись автомобиля» — А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира,— стала ироничным синонимом сверхсложной театральной задачи.
А Калуга вот взяла и замахнулась. И с честью выдержала этот экзамен!

Гниль датского королевства превратилась у калужан в ржавчину шикарной сценографии с подвешенными железными листами вместо дверей. Удары по ним звучат как пушечный грохот. В лондонской постановке все сияющее ранее пространство дворца во втором акте было припорошено то ли землей, то ли золой. Два таких разных, но чудесных сценографических решения знаменитой фразы «Подгнило что-то в Датском государстве».

Психология декораций у художника Бориса Шлямина продумана до нюансов. Например, как расшифровывается функционал двух ржавых бочек по краям авансцены, в одной из которых вода, в другой — огонь? На мой взгляд, это эзотерические аллюзии двух мощных противоположных стихий души главного героя. Вода способна вымывать негатив, дарить освежающие чувства, исцелять душевные и телесные раны. Активная и агрессивная мужская стихия Огня —это целеустремленность, напористость, зачастую невозможность контролировать свои эмоции.

Очень редко такие полярные доминанты встречаются в одном человеке, а их борьба — зрелище не для слабонервных. Такое столкновение и противостояние стихий называется медицинским термином биполярное расстройство психики. Проще говоря — раздвоение личности. Может быть, Гамлет не всегда имитировал свое сумасшествие?

Сложная вращающаяся многоуровневая, с многочисленными лестницами, конструкция сценографии позволяет грамотно выстраивать композиции мизансцен не только по горизонталям, но и по вертикалям. И визуально это чрезвычайно усиливает эффект восприятия. Венчает ржавое строение фигура в блестящих рыцарских латах. Это метафора прекрасных благородных времен, канувших в лету. От рыцарских честных турниров на поле боя осталась в Датском королевстве лишь пустая сверкающая оболочка. В арсенале Клавдия (Сергей Вихрев) — яд и интриги.

Впечатлили резные стулья-троны в готическом стиле. Атмосферой мрачного Средневековья они напомнили «Игру престолов».

Органично гармонируют с оригинальными декорациями и костюмы. Конечно, все эти длинные, почти монохромные плащи- шинели главных героев весьма условны, их можно назвать вневременными. Но некоторые детали (например, пышные фонарики рукавов-накладок на плаще Гертруды) дают намеки на исторические костюмы. Белые лацканы и манжеты на черных плащах Розенкранца (Вячеслав Соколов) и Гильденстерна (Андрей Соловьев) я расшифровала как шлейф истории этих персонажей, бывших университетских друзей Гамлета, предавших его. Или это white-collar worker? Наемные «белые воротнички», срочно вызванные в датский офис Клавдия для особого задания?

В оригинале трагедия состоит из пяти актов. Не каждая птица долетит до середины Днепра и не каждый зритель досидит до конца (4042 строки!) самой длинной пьесы Шекспира.
Роберт Манукян не только бережно и очень тактично сократил, но и немного осовременил постановку прологом, где все актеры выбегают на сцену прямо из зала, а на черных футболках, как принты прикольных слоганов, написаны их роли: Гамлет, Лаэрт, Офелия...

Прошли столетия, а страсти те же. Проблемы отцов и детей, предательства, мучительные поиски правильного пути и решений, вопросы цены власти и цены мести...
Авторам постановки удалось пройти по тонкой грани и уйти от штампов. Мы не увидели, например, порядком опостылевший череп Йорика, а знаменитый монолог Гамлет произносит с клинком в руке.

Маячащий обычно в глубине сцены призрак отца Гамлета — еще один театральный штамп. Манукян мастерски уходит и от него, логично приподнимая над сценой белый силуэт. Его фигура появляется в легкой облачной дымке на верхних этажах ржавой конструкции. Тень отца Гамлета (Сергей Корнюшин) уже давно над бренным миром. Но призрак жаждет справедливой мести для братоубийцы.

Ведущему актеру Калужской драмы Кириллу Бессонову удалось найти свой и очень убедительный рисунок роли Гамлета. И это дорогого стоит. Ведь звездные предшественники Кирилла — от Мела Гибсона до Иннокентия Смоктуновского - создали целый ряд образов принца. Гамлет Кирилла молод и горяч, он с трудом сдерживает бурю чувств в своей раздираемой сомнениями душе. Его эмоциям веришь, его отчаянию сопереживаешь.

Могильщик, он же первый актер из труппы странствующего театра (заслуженный артист РФ Михаил Кузнецов) — еще одна блестящая актерская работа постановки. Михаил Кузнецов не играет, он живет на сцене.

В инсценировке Манукяна Офелию (Ирина Желтикова) соблазняет Клавдий. Да, этого нет у Шекспира. Но если уж Клавдий позарился на жену своего брата, то он мог запросто положить глаз и на более молодую невесту пасынка. Еще один дополнительный жирный штрих к мерзкому образу дяди Гамлета и вполне понятная трактовка вдруг сломавшейся психики бедной девушки. Ну как тут не сойти в ума?

Тронула сцена похорон Офелии. Траурная процессия несет к могиле на вытянутых руках ее платье, а на верхних площадках замка появляется белый безмолвный призрак девушки. Наше тело лишь оболочка души...

Трагедия Калужской драмы смотрится на одном дыхании и долго не отпускает.
Здорово, что проект «Большие гастроли» позволяет уфимцам знакомиться с лучшими постановками российских и русских зарубежных театров! Спасибо Калуге за немеркнущую классику, а любимой Русской драме за гостеприимство!

Фото Булата Гайнетдинова и автора.

Автор:Эмилия Завричко
Читайте нас: