Надо сказать, что эта выставка произведений Вадима Кириллова в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова - его первая персональная выставка в Уфе. Она состоялась благодаря личной поддержке премьер-министра РБ Андрея Назарова и его жены Ларисы Назаровой, давно знающей скульпторов Кирилловых и курирующей проект. На открытии вместе с Ларисой Назаровой присутствовала и супруга Главы РБ Каринэ Хабирова. Этой выставкой столица Башкортостана выражает благодарность широко известному в России и за рубежом скульптору за вклад в искусство российской скульптуры и за созданные им произведения в республике - декоративно-монументальную скульптуру "Материнство" и памятник башкирским воинам-участникам Отечественной войны 1812 года, установленные в 2011 и 2012 годах в г. Сибае, и памятник землякам, ушедшим на фронт, в Уфе у входа в здание железнодорожного вокзала (2020). В экспозиции выставки - самые известные станковые произведения Вадима Кириллова.
Экспозиция радует глаз богатством идей, метафор, высоким профессионализмом и стилистикой формы, понятной как простому зрителю, так и культурной элите знатоков искусства. И, главное, она несет глубокую воспитательную функцию для жителей РБ. Слишком много на уфимских улицах и в парках столицы за последние годы появилось скульптурного ширпотреба. Все эти пластиковые кони и коричневые человечки (которые даже нравятся некоторым простым людям, что особенно страшно!) прививают с малых лет безвкусие к визуальной оценке малых архитектурных форм мегаполиса.
Светлана Игнатенко, искусствовед,заместитель директора Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова по научной работе, член Союза художников России, заслуженный деятель искусств РБ:
- Сочетаний трёх видов искусств - графики, живописи и скульптуры - это тот оригинальный стиль, который присущ произведениям Вадима Кириллова. Его декоративная и часто невесомая пластика организует пространство, балансируя на грани прозрачной графики. Изысканная патина вносит живописный элемент, а скульптура, традиционно тяжёлая и объёмная, предстаёт необычайно лёгкой и воздушной, органично живущей в окружающем пространстве. Скульптуры Вадима Кириллова вызывают восхищение тонкой и изысканной работой, умением передать энергетику живого тела, его пластику и сложные линии. Он удивительным образом умеет "схватить" то мимолётное и неуловимое, что присуще находящемуся в постоянной динамике человеку. Его работы отличает энергетика, эмоциональность и особая поэтическая атмосфера, в которой активность и мысли героев переданы через эмоции.
Вадим Кириллов:
- Чувствуя себя свободным, работая с крупными монументальными объемами, я с удовольствием реализую себя и в сфере мелкой пластики. Признаюсь, мне самому интересно наблюдать, как от размера меняются и задачи, и профессиональные решения. На этой выставке я представил работы более свободного плана, свои философские эксперименты и изобретения. Насколько они найдут свое применение - неизвестно. Вот, например, четыре самых больших экспоната выставки. Они у многих вызывают ассоциативные пересечения с песней Бориса Гребенщикова "Под небом голубым есть город золотой..." На самом деле это библейская история. Такие скульптуры называются тетраморфы и перекочевали они к нам из далекой древности. Это религиозная архитектура: четыре столба, на которых стоит купол. Позднее канонизированных апостолов привязали к определенным символам. Апостол Марк - лев, Лука - бык, Иоанн - орел, а Ангел - Матфей. Именно эти евангелисты стали четырьмя столпами веры...Вертикальные ладьи- символы вечного пути, а сферы основания, немного похожи и на планеты, и на метафоричные мины, говорящие о хрупкости нашего мира...Гротеск свободно синтезирует фантастическое и обыденное, серьезное и забавное. Быть может, это начало чистого искусства – когда интересы формы окончательно поднимаются над интересами пользы и функциональности.
Справка "МГ":
Вадим Игоревич Кириллов – скульптор, член Союза художников России, обладатель Золотой медали Российской академии художеств (2002, за участие в воссоздании Храма Христа Спасителя в Москве). Дипломант Российской академии художеств (1995). Трижды лауреат премии Федеральной службы безопасности России за лучшие произведения литературы и искусства (2007, за памятник герою России подполковнику Дмитрию Разумовскому в г. Ульяновске; 2019, за памятник 100-летию радиоразведки России в Москве; 2020, за памятник сотруднику органов безопасности в г. Грозном).
Обладатель медали «За ратную доблесть» Общероссийской организации ветеранов локальных войн и военных конфликтов «Боевое братство» (2008, за памятник воину-интернационалисту в г. Ступино Московской области).
Родился в Москве в 1967 году, окончил Московскую центральную художественную школу и продолжил свое образование в Московском художественном академическом институте имени Сурикова на факультете скульптуры в мастерской Л.Е. Кербеля. Дипломная работа Кириллова была направлена на выставку молодых европейских художников в Париж (ЮНЕСКО). Затем последовала трехлетняя стажировка в творческих мастерских Российской академии художеств, заслуженным итогом которой стал барельеф, посвященный Святому Роману Рязанскому и расположенный в тондо на южном фасаде воссозданного Храма Христа Спасителя в Москве.
Монументальные скульптуры В.И.Кириллова украшают города России и зарубежных стран. Он является создателем памятников А.С. Пушкину, Ю.А. Гагарину и других знаменитых исторических личностей, автором Кубка Президента России для международного турнира по дзюдо, скульптурной композиции «Cкрипки» в Монте-Карло.
Произведения В.И. Кириллова хранятся в Московском музее современного искусства, в частных собраниях в России, США и странах Европы.
Станислав Игоревич Кириллов - (работает в монументальной и станковой скульптуре и мелкой пластике). Член Московского Союза художников, член Объединения московских скульпторов.
Лауреат премии Федеральной службы безопасности России за лучшие произведения литературы и искусства (2007, за памятник герою России подполковнику Дмитрию Разумовскому в г. Ульяновске).
Родился в 1978 году в Москве. Первоначальное художественное образование получил в Московском художественном лицее № 1089, специальное образование - на факультете архитектурно-декоративной пластики Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова (1997–2003; мастерская народного художника РСФСР, лауреата Государственной премии СССР, академика Российской академии художеств, доктора искусствоведения, профессора А.Н. Бурганова). С 2005 года - экспонент московских, всероссийских, международных, в том числе специальных (скульптура), выставок.
В творческом активе - ряд персональных выставок, в том числе в рамках проекта «Архетипы»: в 2019 году — в Академии изящных искусств во Флоренции (Италия; совместно с братом Вадимом Игоревичем Кирилловым — скульптура), в 2020 — в Российской академии художеств в Москве (совместно с Э.В. Аниконовым — живопись, В.И. Кирилловым — скульптура), в 2021 — в Центре искусств «ART Коробка» и в Совете Федерации в Москве (обе — совместно с В.И. Кирилловым — скульптура).
Станислав Игоревич Кириллов - (работает в монументальной и станковой скульптуре и мелкой пластике). Член Московского Союза художников, член Объединения московских скульпторов.
Лауреат премии Федеральной службы безопасности России за лучшие произведения литературы и искусства (2007, за памятник герою России подполковнику Дмитрию Разумовскому в г. Ульяновске).
Родился в 1978 году в Москве. Первоначальное художественное образование получил в Московском художественном лицее № 1089, специальное образование - на факультете архитектурно-декоративной пластики Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова (1997–2003; мастерская народного художника РСФСР, лауреата Государственной премии СССР, академика Российской академии художеств, доктора искусствоведения, профессора А.Н. Бурганова). С 2005 года - экспонент московских, всероссийских, международных, в том числе специальных (скульптура), выставок.
В творческом активе - ряд персональных выставок, в том числе в рамках проекта «Архетипы»: в 2019 году — в Академии изящных искусств во Флоренции (Италия; совместно с братом Вадимом Игоревичем Кирилловым — скульптура), в 2020 — в Российской академии художеств в Москве (совместно с Э.В. Аниконовым — живопись, В.И. Кирилловым — скульптура), в 2021 — в Центре искусств «ART Коробка» и в Совете Федерации в Москве (обе — совместно с В.И. Кирилловым — скульптура).