Печальная история с Ларисой Долиной, нагло обманутой телефонными мошенниками, не сходит со страниц СМИ и телеэкранов. Как невидимым ворам удалось выудить у звезды не только миллионы, переведенные на «безопасный счет», но и дистанционно убедить продать ее свою шикарную квартиру в центре Москвы и передать деньги курьеру — загадка для многих. Вроде бы все россияне, «от Москвы до самых до окраин», прекрасно уже осведомлены об основных схемах киберпреступлений, где лидируют варианты с органами внутренних дел, липовыми службами безопасности банков и другими психологическими крючками - байками для ловли доверчивых людей. В банках сейчас при снятии денег со счета сотрудники обязательно спрашивают — для себя ли вы снимаете деньги? И информируют о киберпреступлениях.
Обманули на десятки миллионов писателя и драматурга Эдварда Радзинского, разводят на солидные переводы средств депутатов, профессоров с мировым именем, руководителей предприятий…
Почему это происходит? Известные люди настолько заняты, что не смотрят телевизор, не читают газет, не обращают внимание на развешанные на досках объявлений в подъездах, лифтах предупреждения с главным посылом, озвученным Михаилом Булгаковым в «Мастере и Маргарите»: «Никогда не разговаривайте с неизвестными!»? Но Эдвард Радзинский слышал о телефонных разводах!
Для звездных клиентов у мошенников свои схемы. Они звонят знаменитостям, называя их по имени-отчеству, с просьбой внести правки в устаревшую информацию о них в Википедии, хитроумным способом дублируют телефоны руководителей театров, вузов и от их имени пишут в мессенджерах просьбы или приказы…
Ольга Мусина, народная артистка РБ, режиссер, актриса Национального молодежного театра им. Мустая Карима:
— Отношения с мошенниками у меня уже давно налажены и отлажены. Складывается впечатление, что они меня очень любят, потому что часто звонят. Иногда удивляюсь — почему именно мне идут эти регулярные прозвоны? Я их распознаю «на раз». Началась эта история давным-давно, еще когда в России данный грандиозный лохотрон еще не приобрел масштабов пандемии.
Тогда звонки шли с номера, похожего на номер известного банка. И, по сейчас уже широко известной схеме, нужно было в условиях строжайшей секретности провести определенные операции. Причем первый раз я чуть не повелась, но сын был рядом и сказал: «Мама, это мошенники!» А я как бы сильно сомневалась еще! Думала, нельзя же хороших людей обижать подозрением. Сейчас я их мгновенно распознаю, трубку не кладу, а стараюсь переиграть аферистов. Такая личная забава — «Обмани обманщика».
Мошенники по телефону обычно берут напором. Как правило, у них весьма авторитарный голос и чувствуются базовые навыки НЛП. Правда, встречаются и начинающие. Один раз попался собеседник с плохо поставленной речью. Видно было, что парень малообразованный. Его было немного жалко, и в какой-то момент беседы я не удержалась от замечания и попыталась провести небольшой мастер-класс по ораторскому искусству, заметив, что любым делом, даже таким нехорошим и некрасивым, надо заниматься все-таки профессионально. Мошенник тогда безумно растерялся, искренне обиделся и прекратил разговор.
Возможно, это был его первый опыт, и когда его разоблачили, он так опешил.
Поначалу, помню, я по своей наивности пыталась их призвать раскаяться, пробудить у них голос совести. Спрашивала: «Зачем вы это делаете? Вас ждет ад, Божье наказание!» Причем один из собеседников проникся, ответил: «А что еще остается делать? Заставляют…» Я подумала, что, может быть, у человека сложная ситуация. Возможно, он кому-то должен денег и у него нет выбора. Закончила разговор словами — выбор всегда есть! Хотя, может быть, надо было продолжить этот диалог и чем-то помочь человеку.
Меня удивляет — как люди приходят к такой жизни? Я не думаю, что все эти кибермошенники прирожденные подлецы и обманщики. Или все эти колл-центры собирают из людей, попавших в безвыходные ситуации или не нашедших другой возможности заработать? Такие непростые и разные судьбы могут быть у них, что про это можно посоветовать какому-нибудь режиссеру снять фильм.
Еще меня пытались поймать на крючок Википедии. Позвонили, назвали по имени-отчеству и сказали, что нужно внести правки на устаревшей версии страницы обо мне. Тоже пошел развод с кодами доступа… Я тогда сказала, что меня прежняя страница вполне устраивает, как и фотография двадцатилетней давности. Так что пусть все остается!
А недавно мне по WhatsApp поступает сообщение от имени директора нашего театра (использована подмена номера). Он спросил, получала ли я премию в размере пятидесяти тысяч за июль? Якобы по документам значится, что получала, вот он проверяет. «Ооо, это главбух Венера крутит! Стопроцентно!» — кидаю наживку я. На самом деле у нас никакой Венеры в бухгалтерии нет. Наживка проглатывается моментально, и «директор» подтверждает, что Венера давно под подозрением и пора ее выводить на чистую воду. Дальше я «включаю дурочку» и трагично драматизирую ситуацию, постоянно спрашивая — хоть я денег и не получала, но не посадят ли меня за махинации Венеры? Я тогда попала в солидную пробку на дороге. Делать было нечего и решила попереписываться с «директором». Театр одного актера, возможно, спас очередную доверчивую бабушку от обмана. Ведь я отняла у преступников время.
Особенно веселят схемы с органами безопасности. Недавно был такой разговор:
— Вам уже звонил Олег Сергеевич из Госбезопасности?
(Так как я уже эту схему несколько раз проходила, то знаю, что дальше будет звонок от названного липового дяди. Поэтому время терять не стала.)
— Да!
(Пауза.)
— Когда?
— Только что.
(Пауза.)
— Я говорю о сотруднике безопасности, а вы о ком?
— Да, он так и представился!
(Пауза.)
— И о чем говорили?
— Он сделал мне предложение.
На этом диалог прекратился.
Есть просто обнаглевшие. Особенно их много в соцсетях. В одной христианской группе я услышала вопль души. Женщина молила хоть чем-нибудь помочь, так как ей совсем нечем кормить детей. Такие отчаянные откровения всегда на меня действуют тяжело. Я ей написала слова поддержки и даже перевела небольшую сумму. Потом эта «женщина» стала с напором наседать и просить еще денег. Тут закралось первое подозрение, и я попыталась с ней связаться по аудио. Трубку не взяли, но в потоке сообщений полилась откровенная липа. Что якобы их со стареньким папой и маленькими детьми выселяют из квартиры и нужно срочно собрать определенную сумму, иначе они окажутся на улице. По аудио «женщина» не отвечала потому, что якобы монитор не работает на компьютере. Тут я внимательно изучила страницу «страдалицы» и по сохраненным видео поняла, что разводил меня подросток. А когда парень в сообщениях стал апеллировать пословицами типа: «Если не слышишь чужие стоны — ни к чему класть поклоны», я поняла, что христиане себя так не ведут. Самое обидное, что подобные наглые вымогатели подрывают доверие к другим людям, которые действительно нуждаются в помощи.
Еще лучше, чтобы не тратить время и если есть сомнения — сразу перезванивать на видео, потому что ты тогда можешь увидеть реального человека. Мошенники обычно сбрасывают видео- или аудиозвонки. Хотя однажды звонок был принят, я слышу — там где-то тихонечко музыка играет. И тишина. Мне не отвечают на «алло». А потом пишут: «Что-то проблемы со связью, я вас слышу, а вы меня не слышали». Думаю, понятно?