Профессиональная дружба между творческими коллективами длится уже почти четверть века. В Уфе хорошо помнят спектакли, которые были поставлены в Магнитогорске Валерием Ахадовым. Потом Валерий Бакиевич и сценограф Вячеслав Виданов создали несколько замечательных спектаклей в Уфе.
16 июня открыла гастроли зажигательная комедия "Red Hot Mamas" по пьесе Дэвида У. Костнера. Режиссер-постановщик Максим Кальсин.
Сразу же хотелось бы отметить звездный состав постановки. Главу семейства Дэна Кейси играет наш земляк Игорь Панов, которого когда-то переманил магнитогорский театр из Молодежного театра Уфы. Панова посчастливилось на третий день увидеть еще в роли князя в "Хануме". Великолепный и многогранный артист, настоящий профессионал! А как колоритны были теща главного героя Клодия (Нина Филонова), его мама Черил (Татьяна Баштанова), жена (Татьяна Бусыгина), все три ухажера "знойных мамочек"!
Уморительная американская комедия при этом поднимала важные и всегда животрепещущие темы "отцов и детей", связи поколений и особом месте третьего возраста в семье.
Дэн и Эбби - любящая, успешная и благополучная во всех смыслах семейная пара. У них есть все, о чем они когда-то мечтали: процветающий бизнес; дети, обучающиеся в элитной школе; налаженный и комфортный быт; дом – полная чаша. К тому же они вдруг остались одни в этом доме и могут, наконец, немного расслабиться. Но внезапная смерть отца Дэна в корне меняет налаженный быт. Эбби жалеет сломленную внезапной потерей жизненной опоры свекровь и предлагает ей пожить у них. Овдовевшая ранее мама Эбби ревниво воспринимает такой поворот и тоже продавливает уже не дочь, а зятя на совместное проживание.
Причем выясняется, что обе пожилые женщины далеко не "божьи одуванчики" и не собираются хоронить себя раньше времени. Одна крепко дружит с алкоголем, другая любит общество мужчин и меняет кавалеров, как перчатки. И уже дети не спят ночами, ожидая мам с вечеринок и прогулок...
В пьесе у Костнера есть подсказки для сценографии. Чтобы на проекционном экране мелькали семейные фотографии. Художник-постановщик Наталья Павлова замечательно обыграла совет автора. Сначала в разноцветных квадратах декорации задника дома Кейси мелькают приторно-слащавые образцы семейного пин-апа, идеализированной версии того, как именно должна выглядеть образцовая американская ячейка общества. Все неимоверно счастливые, розовощекие и нарядные. А вот потом в тех же квадратах мелькают черно-белые фотографии реальных семей, "остановившиеся мгновения" настоящего счастья, улыбками и задорным смехом, выплескивающегося из кадра. Портреты актрис в молодости (узнала вдруг шикарную Нину Филонову!) уводили мысли в философские рассуждения о быстротечности молодости и ценности жизни. Но в целом все смотрелось на одном дыхании и оставило прекрасное послевкусие.
Зал постоянно взрывался хохотом и долго аплодировал в финале.
А вот мюзикл "Двенадцать стульев" на следующий день неимоверно разочаровал. Режиссер-постановщик и хореограф Мария Большакова.
На классику отличного юмора замахнулись, но сильно промахнулись.
Может быть, я слишком люблю эту книгу Ильи Ильфа и Евгения Петрова, чтобы согласиться с подобной поверхностной инсценировкой.
Гениальный сюжет "Двенадцати стульев" экранизировали в разных странах, от Италии до Бразилии, аж 21 раз! Только в семидесятых годах в России книгу экранизировали дважды. Леонид Гайдай снял свою знаменитую комедию в 1971 году, и Марк Захаров через пять лет рискнул повторить оглушительный успех комедии уже в многосерийном музыкальном телепроекте с Андреем Мироновым в главной роли, которого в гайдаевском фильме в свое время на кастинге обошел блистательный Арчил Гомиашвили, сам по жизни большой авантюрист. Но книгу я люблю все-таки больше, часто перечитываю и цитирую. В свое время фразы оттуда (как и из книг Тэффи или Джерома Клапка Джерома), были неким культурным кодом, по которому мы узнавали "своих" людей в любой компании.
Причем работа художника-постановщика (Вячеслав Виданов) была достойной и понравилась. Футуристический задник и центральная металлическая конструкция погружали с первых сцен в эпоху бурной индустриализации страны, где нашлось место и НЭПу, и всем осколкам дореволюционной жизни.
Совершенно не лег на душу Остап Бендер (Филипп Ладейщиков). В нем не было иронии и той бурной энергии симпатичного проходимца, которой его щедро наделили авторы книги. Но даже Игорь Панов, играющий в дубле эту роль, вряд ли бы спас мюзикл. Да, были отличные и честные актерские работы, некоторые сцены, но они не складывались в цельную картину шедевриального сюжета. Было впечатление, что постановку, как печворк, скроили из отдельных мизансцен, многие из которых поставили самостоятельно студенты.
В зале никто не смеялся, а мы после антракта, как и многие зрители, ушли из театра, что делаем в исключительных случаях. Уже на улице встретили знакомых артистов из уфимских театров, тоже решивших не портить окончательно себе настроение на этот вечер.
А в последние два гастрольных дня МДТ представил уфимским зрителям беспроигрышный вариант отличной комедии, "Хануму" по пьесе Авсентия Цагарели. Пересказывать сюжет нет смысла, товстоноговский телеспектакль БДТ 1987 года часто транслируют по телевидению в новогодние каникулы и праздничные длинные выходные. Жаль только, что российские театры, включающие эту пьесу в свой репертуар, делают абсолютную кальку с постановки Георгия Товстоногова. У магнитогорцев, правда, была чудесная сценография. Стржельчика трудно переиграть, но князь Игоря Панова тоже был яркий и безумно смешной. И рисунок роли его сестры (Нина Филонова) мне понравился даже больше, чем в знаменитой постановке Ленинградского БДТ.
Параллельно в Магнитогорске прошли гастроли ГАРДТ РБ. Артисты Русской драмы представили зрителям козырные визитки своего репертуара - мюзикл "Голубая камея", комедию "Бешеные деньги" и лирическую историю "Свой путь", последнюю постановку недавно ушедшего от нас Михаила Рабиновича.